top of page

ЮНЫЕ МОРЯКИ В КРУГОСВЕТНОМ ПЛАВАНИИ НА ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА".

 7 ноября. Юнги России. Участие в кругосветке.

Юнги России. Участие в кругосветке

 

«Для  чего путешествуем, други мои?..

                                                                Затем, мои милыя, чтобы лучше цену дать

                                                                своему Отечеству.»

                                                                Макар Ратманов, первый лейтенант

                                                                шлюпа «Надежда», 1803 г.

 

         Простые российские школьники — учащиеся клубов юных моряков и детских морских центров, благодаря Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и проекту Молодёжной Морской Лиги, выигравшему грант Президента России на развитие гражданского общества, получили уникальную возможность отправиться в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Для юных моряков предусмотрено 3 этапа, в каждом из которых примут юнги из разных регионов России. О юнгах-первопроходцах и о первом этапе  кругосветного плавания наш рассказ.

(продолжение)

 

Встреча с «Палладой»

 

         У каждого моряка есть своё первое судно, которое он потом помнит всю жизнь (как первую девушку). Как здорово, что для наших юнг и курсантов таким судном стала «Паллада» - красивый большой парусник. А что может быть прекрасней парусного корабля? Стремительный корпус, высокие мачты, белые паруса... Здесь собраны воедино красота и сила, величие и могущество, чистота и миролюбие. Так повелось, что современные большие парусники России - учебные. На «Палладе» за 30 лет плавания прошли практику более 15 тысяч курсантов, многие из которых потом стали штурманами, капитанами, командирами и просто хорошими людьми. Отправиться в кругосветку на таком парусном корабле, как «Паллада» - мечта многих мальчишек. Хорошо, что это порой сбывается. Вот и наши мечтатели встретились с первым своим кораблём.

         После клубной практики на шлюпках и швертботах океанский парусник показался юнгам такой громадиной, что дух захватило. Одни только мачты, уходящие высоко в небо, чего стоят. А сколько здесь разных верёвок-снастей?.. Десятки километров. У каждой снасти (и не только у снасти) своё название. А ещё легендарный фрегат «Паллада» можно считать музеем на плаву. Здесь всё пропитано историей морских походов и приключений. За свою бытность парусник посетил 85 портов в 33 странах мира. Большинство из них по-нескольку раз. Не однократно участвовал в различных международных регатах и парусных фестивалях и был победителем. К тому же кругосветка,  в которую отправились палладовцы, для фрегата третья по счёту. Не каждому парусному судну удаётся столько пройти.

 

 

Первый капитан

 

         Для каждого юного или начинающего моряка, впервые ступившего на палубу корабля, всё становится новым и первым. На «Палладе», как и на любом другом судне, самым главным для всех является капитан. Далее по иерархии, например,  для практикантов идут старший помощник капитана по учебной работе, руководитель плавпрактики, вахтенный помощник капитана, старший боцман, боцман мачты. Все эти люди играют ключевую роль в морском становлении юнг и курсантов. Практиканты, находясь на учебном судне, могут как губка впитывать всё — от морской подготовки до манеры поведения. Поэтому отцы-командиры должны отдавать себе отчёт в том, что от их грамотных и умелых действий зависит то, какими впоследствии станут их воспитанники — будущее флота России.

         Без преувеличения можно сказать, что в этом отношении «Паллада» -   уникальное судно: капитан и его команда - профессионалы своего дела. Сам  Николай Кузьмич Зорченко возглавляет судно с 1994 года. В море ходит с 70-х годов. Сложно найти в России более опытного капитана, чем Зорченко. Из современников он единственный в мире, кто совершил четыре кругосветных плавания (три из которых на больших парусниках) и отправился уже в пятое. Капитан «Паллады» не понаслышке знает, что такое морская выучка, флотская честь и настоящая закалка, и всё это в лучшем виде может передать новичкам. Не зря на флоте должность капитана иногда называют «мастером». И действительно капитан «Паллады» - мастер своего дела.

 

В едином строю

 

         Все российские большие парусные суда строились для курсантов различных морских учебных заведений. Например, на фрегате «Паллада», барках «Седов» и «Крузенштерн» практику проходят курсанты Росрыболовства, а на фрегатах  «Мир», «Херсонес» и «Надежда» - Росморречфлота. Кроме этого Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» предусмотрена плавпрактика для школьников - юнг клубов юных моряков (парусных клубов, детских морских центров). В кругосветку на «Палладе» отправились 88 курсантов различных учебных заведений Росрыболовства и четверо юнг от Молодёжной Морской Лиги (ММЛ - общественная организация, объединяющая клубы юных моряков России). Юнги, хотя и отличаются от курсантов по возрасту, каких-либо привилегий не имеют. Распорядок дня для всех един. Вахты, наряды по камбузу и столовой, дежурство в местах общественного пользования — всё это юнгам приходится нести наравне с курсантами. Юные моряки как и все участвуют в парусных авралах. Все в одной команде. Курсанты для юнг словно старшие братья. Где-то помогут, подскажут, а то и подставят товарищеское плечо. Глядя на своих старших товарищей-курсантов, юнги многому учатся, а некоторые по их примеру в дальнейшем выбирают морскую профессию.

 

Морской язык

 

         Следует отметить, что юным морякам посчастливилось проходить плавательную практику не просто на океанском судне, а на большом паруснике. Здесь всюду слышны незнакомые простым обывателям слова и выражения. На любом судне всё не так как на суше. Лестница здесь трап, пол — палуба, окно - иллюминатор, стена - переборка, и выражение боцмана «...трави нирал, пошёл фал!» вовсе не ругательство, а команда, подаваемая на парусном аврале во время подъёма косых парусов. Запомнить все морские слова, выражения и команды (и не пугаться при этом) юнгам сложно, но можно. Тем более, что в детских морских центрах они многое уже изучали. Есть, конечно, другие способы познания. Например, один из курсантов во время хотьбы наступил на комингс и стукнулся головой. И хотя шишка была небольшая, что такое «комингс» он запомнил на всю жизнь (прим. комингс - выступающий порог дверного проёма на судне). Конечно, такие способы изучения теории недопустимы: все палладовцы должны вернуться домой здоровыми и невредимыми. Ну, а на судне морской язык обязаны познать все.

 

Старт кругосветки

 

         1 ноября 2019 года явно войдёт в историю отечественного флота. В этот день был дан старт российской кругосветной экспедиции «Паруса мира», посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями и 75-летию Великой Победы. Новому поколению моряков — продолжателям славных подвигов Ф.Ф Белинсгаузена и М.П.Лазарева,  предстоит пройти вокруг света, выступив в роли посланников мира.

         Юным морякам день отхода «Паллады» в кругосветку запомнится светлым праздником. Погода выдалась как по заказу: солнышко бодрило, а ветерок не давал расслабиться. Уже с утра на берегу собрались родные и близкие палладовцев, именитые гости. На борту судна вовсю работала пресса. Курсанты и юнги, прочувствовав значимость события, наравне со всеми давали интервью. На причале играл военный оркестр. Вдоль берега расположился строй нахимовцев и юнармейцев. Проводить  экипаж «Паллады» пришли военные моряки и сотрудники МЧС. На праздник прибыл целый взвод ослепительной красоты барабанщиц. В 10.30 часов личный состав фрегата во главе с капитаном построился на причале для торжественной части церемонии по поводу дальнего плавания парусника. После добрых приветственных слов на борту корабля принимали почётных гостей: руководство Росрыболовства, Приморского края и г.Владивостока, командование Тихоокеанского флота, ректоров учебных заведений рыбной отрасли… После молебна о путешествующих, а также добрых и теплых слов в адрес кругосветчиков, прозвучала долгожданная команда капитана: «По местам стоять! С якоря и швартовых сниматься!» Так началось очередное плавание вокруг света русских моряков — наследников великих побед и открытий.

 

Первый день в море

 

         Первое утро в море всем кругосветчикам запомнится спокойным и красивым. Видимо не зря все владивостокские чайки перед отходом «Паллады» в рейс дружно сидели на воде: всё как по морской примете - «села чайка на воду — жди хорошую погоду». Ветерок ровный, попутный. Добрые пожелания провожающих «попутного ветра и семь футов под килем», сказанные от души, тоже сбываются. Горизонт чист. Слева по борту едва видны очертания приморского берега. В половине восьмого утра прямо по курсу показался огненный диск солнца. Идём на встречу с Тихим океаном. Через пролив Цугару (Сангарский пролив).

         На утреннем построении капитан парусника Николай Кузьмич Зорченко поздравил курсантов и юнг с благополучным стартом кругосветного плавания. Несмотря на трудности, экипаж смог подготовить судно в срок и выйти в море своевременно. Сухопутная жизнь закончилась, пора привыкать к морской. Службу несут все без исключений. Двое юнг заступили в свой первый наряд по столовой и по камбузу. На палубе судовые работы — готовятся к подвязке к реям прямые паруса. В учебном классе новички учат парусное вооружение. Во второй половине дня объявлен аврал. Подняли стаксели и кливер. Все идёт по плану, своим чередом. До первого порта захода Апиа — более четырёх с половиной тысяч морских миль, 36 суток хода. Впереди морские будни, полные неожиданностей и новых открытий.

 

 

Россия выходит в Тихий океан

 

         Любое судно, имеющее право ходить под флагом России, по сути — территория Российской Федерации. Здесь действуют российские законы, правила и традиции.

         Ранним утром, 4 ноября 2019 года, фрегат «Паллада», как частичка большой России и посланник мира, вышла в воды Тихого океана. Знаменитый на весь мир фрегат бывал здесь не один раз, а потому Владыка-Океан встретил палладовцев как старых закадычных друзей. Без лишней проверки на выносливость и прочность. Волны ласково обняли изящный стан «Паллады» и бережно понесли его на юг - туда, где теплее. Пользуясь таким случаем, стайка перелётных птиц обосновалась на верней палубе фрегата. Птички-невелички, похожие на наших синиц, помогали юнгам и курсантам во время малой приборки собирать разные крошки с палубы.

         4 ноября для россиян день особый.  Вся страна отмечает государственный праздник - День народного единства России. Символично, что в этот день ещё и 99-летие субъекта РФ — Республики Марий Эл, а для православных — День Казанской иконы Божией Матери.

         В 08.00 - торжественный подъём флага России. На шкафуте правого борта  разместился парадный строй курсантов и юнг. Под звуки государственного гимна на ноке гафеля гордо взвился российский триколор. Затем зазвучал гимн Марий Эл и на грот-мачте был поднят флаг республики. Капитан поздравил личный состав с праздничными событиями и пожелал всем жить в мире и согласии. После всех поздравлений юнга Марий Эл Роман Михеев передал капитану в кругосветное плавание кисет с землёй Марийского края и подарок от  Правительства республики - книгу «Марийцы».

         Как и полагается на флоте, праздник отметили ударным трудом: без вахт и нарядов не обойтись, а палубная команда в авральном режиме выполняла очень важную работу - крепила паруса к реям. Ближе к обеду на фрегате был поставлен первый марсель (до этого шли на косых парусах), а к вечеру — второй. Вот он подарок к празднику. «Паллада», обретя новые крылья, к намеченной цели побежала ещё быстрее.

 

P.S. Из дневника юнги: «Когда мы вышли из Владивостока, то нас так сильно качало, что у меня немного заболела голова, и я лёг спать прямо в одежде. Утром качать стало меньше, и голова уже не болела. Я спросил у руководителя практики, был ли это шторм. Он сказал, что это всего лишь небольшая зыбь. Интересно, какой будет качка, если разразится настоящий шторм?..»

 

 

Андрей Желудкин, руководитель практики юнг России,

УПС «Паллада» Тихий океан.

bottom of page