ЮНЫЕ МОРЯКИ В КРУГОСВЕТНОМ ПЛАВАНИИ НА ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА".
Вот и вторая неделя миновала с тех пор, как закончилась маята мирская и началась жизнь морская. Время летит как один миг, но всё же, подводя итоги второй недели, будет что хорошего вспомнить кругосветчикам. Прежде всего — парусные авралы. Несколько дней подряд утро начиналось именно с них. Первая зарядка за последнюю неделю была сделана 13 ноября. А так упражнялись с брасами, фалами, шкотами… Курсанты и юнги прозвали такую зарядку старпомовской: именно он объявлял её с утра.
Кроме зарядок старший помощник капитана Александр Кочанов запомнился на этой неделе личному составу судна объявлением тревог. Учебных. Все вспомнили ещё раз, где находятся спасательные жилеты и гидротермокостюмы, а главное — что с этим делать в экстренной ситуации. Командиры ПСН-20 пересчитали своих подопечных и запомнили всех в лицо. Была смоделирована ситуация с тушением пожара в кладовке боцмана грот-мачты, а также с заводкой пластыря на условную пробоину.
Погода позволила на этой неделе курсантам и юнгам постирать свои пожитки прямо на верхней палубе. Точно так стирались и кругосветчики два века назад, когда шли открывать Антарктиду.
А в целом, жизнь на «Палладе» идет своим чередом — вахты, наряды (в том числе и вне очереди), авралы (уже почти 30), тревоги, зачёты, экзамены… Ночью 14.11.2019 года благополучно пересекли северный тропик Рака. Всего же от Владивостока пройдено более 2000 морских миль, причём значительную часть пути преодолели при помощи парусов. Курсанты с юнгами начинают втягиваться в настоящую морскую жизнь. Всё больше становится среди них тех, кто хочет связать свою судьбу с морем. Ну, а остальных радует одно - чем дальше от дома, тем ближе к нему. Мы находимся в кругосветке!
Явления Тихого
«Прямо по курсу — земля, земля!..» - наверное, так бы отреагировал вперёдсмотрящий времён Крузенштерна, увидев то, что предстало перед взором палладовцев утром, 13 ноября 2019 года. Весь горизонт был в красивых холмах. Такое ощущение, что мы приближались к берегам Камчатки: всюду сопки и вулканы, окутанные облаками. Но радоваться долгожданному «берегу» никто на «Палладе» не стал. Все знали, что до настоящего побережья достаточно далеко — более 200 миль. А это ничто иное как очень низкие — прямо от горизонта - кучевые облака. Очередная особенность океанского плавания — чем ближе к экватору, тем ближе небеса. Хорошо, что сегодня на судне есть точные карты, современные приборы и навигационное оборудование, благодаря которым вахтенному штурману известно не только расстояние до ближайшего берега, но и глубины (рельеф дна), скорость и точное место нахождения судна, прогноз погоды… И всё это нашим юным морякам нужно будет изучать и осваивать. Если, конечно, они выберут профессию моряка-судоводителя. Ну, а для других морских профессий (механик, электромеханик, рефмеханик) на парусном судне тоже созданы все условия для их освоения, и примерно треть курсантов проходит плавпрактику под наставничеством службы старшего механика «Паллады» - Петра Холдобо.
Этим утром можно было наблюдать ещё одно явление океана - штиль. Иначе говоря — полное безветрие. Волна морская отдыхала, и только небольшая океанская зыбь слегка покачивала судно. «Паллада» шла под двигателем: паруса спустили и убрали ещё с вечера. В океанской глади можно было разглядеть отражение парусника. Эксклюзив. Видимо таким океан и увидели моряки экспедиции Магеллана в XVI веке, когда, обогнув мыс Горн, вошли в незнакомые воды. «Тихое море» - так назвали они его при встрече. Но в последствии стало ясно, что первые впечатления моряков были обманчивыми. «Тихое море» оказалось самым большим в мире океаном, а штилевая погода в нём - большая редкость.
Тропик Рака
Такое редкостное явление для Тихого океана, как штиль, продлилось недолго. Уже через каких-то полчаса на воде появилась лёгкая рябь, а к началу рабочего дня ветерок совсем «проснулся» и на судне был объявлен парусный аврал. Двухнедельное плавание принесло свои результаты. Курсанты и юнги работали на аврале слаженно. «Паллада» быстро «окрылилась» и побежала навстречу с Северным тропиком Рака (параллель отстоящая от экватора на 23* 27` к северу).
Днём шли под одними парусами — какая красота. Море, небо, паруса… Когда двигатель не работает, то на судне тихо и вибрации нет. Единственный источник шума — чайки, расположившиеся на бушприте, как у себя дома. Вот уже несколько дней они путешествуют вместе с палладовцами по Тихому океану. Увидят косяк летучих рыб — покормятся и опять осядут на сетке бушприта. А потом ещё начнут делить места: кричат, дерутся - всем хочется сидеть спереди. Вот такие попутчики-кругосветчики.
К вечеру ветер совсем засвежел. Появился небольшой крен на правый борт. «Паллада» побежала шустрее. А ночью вдруг объявили парусный аврал для фок-мачты — ветрюга устроил беспредел и порвал нижний фор-марсель. Выбежавшие на палубу курсанты услышали хлопанье паруса, словно он просил помощи. Боцман фока и матросы не дали растеряться молодым мореходам и сразу приступили к спасению марселя. Старший боцман Николай Абрамов дал команду взять парус на гитовы и гордени. Матросы и опытные курсанты отправились наверх по вантам его крепить. Через полчаса марсель был спасён. Судно под усилившимся ветром развило скорость до 9,5 узлов. Волнение — 4 балла. Крен - 17 градусов на правый борт.
В 02.27 часов «Паллада» пересекла Северный тропик Рака. До экватора осталось идти меньше 1700 морских миль. Кругосветное плавание продолжается.
Зимняя спячка отменяется
Пересечение северного тропика Рака практически никто из кругосветчиков не заметил: жара стоит уже несколько дней. На «Палладе» вошла в моду стрижка наголо. И эту моду диктует погода. На палубе днём температура выше + 35 градусов, а воды - за + 30. По судну объявлена тропическая форма одежды. Даже не верится, что совсем ещё недавно курсанты ходили в бушлатах. Зато в помещениях достаточно комфортно. Кондиционеры работают исправно. Спасибо службе стармеха. Все, кто трудится на палубе - стремятся спуститься в кубрики — туда, где прохлада. Учебная же группа ждёт перерыва, чтобы погреться на солнышке.
Фрегат «Паллада» идёт на юго-восток, пересекая меридианы и часовые пояса. Чтобы солнышко подольше светило в период работы на палубе, судовое время переведено на 1 час вперёд.
Ещё одно уникальное явление для кругосветчиков этой экспедиции — зимы во время перехода не будет. Даже календарной. Дело в том, что уже скоро парусник достигнет экватора и пересечёт его. А в южном полушарии ноябрь — это весна, с наступлением которой в природе (в том числе и на судне) всё просыпается и оживает.
Из дневника юнги Романа Михеева:
«Сегодня ночью, когда мы спали, объявили парусный аврал. Когда все прибыли к мачте, то было жутковато, потому что ветер начинал свистеть в снастях и сильно хлопал парус. Оказывается сильным ветром порвало нижний фор-марсель. Сначала я растерялся. Но старший боцман и боцман фок-мачты уверенно подавали команды, и мы все вместе стали спасать наш парус. Мы взяли его на гитовы и гордени. Потом матросы и старшие курсанты стали подниматься на мачту, чтобы закрепить парус. Если бы на мачту послали меня, то я в такой ветер тоже смог бы подняться. Старший