11 декабря 2018 года

  Для чего в наше время нужны деревянные корабли и зачем ребята принимают участие в их постройке? Об этом мы спросили участников "Школы юных корабелов"- юнг Карельского кадетского корпуса и инженера-конструктора судоверфи "Варяг". 

 Верфь деревянного судостроения «Варяг» в Петрозаводске. Середина рабочего дня. На разных участках верфи кипит работа- стучат молотки и топоры, ревёт пилорама, жужжит полировальная машинка.  На постройке учебной парусной шхуны, строящейся для программы "Школа юных корабелов в МДЦ "Артек" на средства Президентского гранта, присужденного Фондом Президентских Грантов Молодежной Морской Лиге, помимо опытных корабелов можно увидеть кадетов Карельского морского корпуса. Ребята помогают со склейкой бимсов. Бимсы- это поперечные балки дугообразной формы, они нужны для настила палубы. Бимсы делают чуть изогнутыми, чтобы палуба получалась немного выпуклой и вода скатывалась от середины к бортам.

  Ребята наносят клей на доски, складывают одну на другую и кладут под пресс. Другая группа мальчишек в это время обрабатывает суриком некоторые детали будущего корабля, чтобы уберечь их от гниения и плесени. 

 Рассказать о том, для чего нужны деревянные корабли в наше время и какие работы в судостроении можно доверить детям мы попросили инженера-конструктора верфи деревянного судострения «Варяг» Петра Мартюкова.

- В наше время народ все больше стремится к вещам в стиле ретро, к чему- то натуральному.  Если говорить о кораблях в этом направлении, то именно на деревянных судах были сделаны все великие географические открытия. Сейчас здорово, что мы можем перейти на пластик или на железо, но деревянные корабли нужны для сохранения истории и традиций, потому что если в один прекрасный момент мы их перестанем строить, то потом уже никто и не вспомнит как это делается.

- Петр, что самое сложное в деревянном судостроении?

- Любая работа при постройке такого судна сложна, так как это ручной труд. Вот, например, доски, из которых клеили киль-  они трехметровые, а длина киля 14,5 метров. Соответственно, нам надо было из трехметровых сделать 14 метров. Для этого трехметровая доска  острагивалась, затем на ней делался ус, и каждая деталь приклеивалась друг к другу. Получилась такая длинная доска толщиной 50 мм. А потом эти  длинные доски мы склеивали в большой пакет, потом прессовали. Вытащить такой огромный готовый киль со склеечного участка- это уже сложно. Так что все сложно, но все интересно.

 

- Постройка корабля- технологически сложный процесс. Какие работы на настоящем этапе можно доверить юнгам- кадетам, которые сегодня трудятся на верфи?

- Есть мастера, которые делают трудную работу. Но часто одному невозможно справиться и  нужны бывают 1-2 помощника, которым не нужна высокая квалификация. Но они где-то поддержат, где-то подтянут. Эту работу нельзя считать второстепенной. Детали отчистить от клея, что-то зашкурить, склеить, покрыть защитным составом детали. Любая работа на корабле важна, и зачастую от этого зависит и скорость и качество исполнения. Поэтому дети учатся и помогают как подмастерья взрослым корабелам.

- Какие работы предстоит выполнить участникам программы «Школа юных корабелов в МДЦ «Артек»?

- Для детей в работе важен обозримый результат. Когда что-то было, например, некрашеное и вот тут, после их трудов стало ярко, красиво, гладко. Крупные элементы корпуса корабля, которые отвечают за безопасность судна, мы изготовим и установим здесь, на верфи. Но и в «Артеке» ребятам работы хватит: это и подгонка деталей, ошкуривание, окраска, обработка парусов. Потом когда мы будем такелаж растягивать, там очень много канатов нужно привязать в определенные места, мелкие детали на место устанавливать, крепежами зафиксировать. И кроме того, нужно понять, что, куда и зачем крепится. Для этого нужно изучить какие-то азы судостроения, пусть и на начальном уровне.

- Какие работы будут в ближайшее время проведены на шхуне?

- Совсем скоро все бимсы и полубимсы будут установлены. Для поддержки полубимсов мы поставим пиллерсы- вертикальные поддерживающие балки. А затем приступим к обшивке. Обшивать будем в гладь. Это когда у досок нет шпунтов и они своими краями просто крепко прилегают друг к другу.

 

Родион Зайцев, кадет Карельского корпуса Александра Невского:

«Нужно обязательно строить деревянные корабли, и вообще, помнить о первых кораблях, которые были как раз из дерева. Будущему моряку нужно изучить, как ими управляли. Я хочу понять как строится судно и ощутить эту ответственность. И самое интересное- опробовать его в деле в «Артеке». Можно было бы по морям пойти, это удивительный опыт».

Кирилл Тягунов, кадет Карельского корпуса Александра Невского:

«Мы сейчас выполняли склейку бимса, промазали клеем доски и зажали их прессом. Работа, в принципе,  не особо тяжелая, но требует усердия, чтобы потом в итоге не было недочетов. У меня есть небольшой опыт работы с деревом, я недавно помогал отцу стелить новый пол в нашей квартире».

Мирон Богданов, кадет Карельского корпуса Александра Невского:

«Я уже ходил на корабле в 5 классе, когда у нас была плавательная практика. Корабль назывался «Юнга Cевера», это небольшой пароход, выполненный специально для практики. А на этом корабле, который мы сейчас строим, я бы хотел отправиться в путешествие в южные страны».

  • VK
  • YouTube
ММЛ эмблема